Велия есть благочестия тайна:
Бог явися во плоти.
1 Тим. 3, 16
СЛОВО ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ
при начале поста пред Рождеством Христовым
Пророк, предвидя некогда особенное посещение Божие народу израильскому и замечая неспособность сего народа к достойному сретению[1] грядущего Господа, торжественно взывал в слух всех: уготовися срести Бога твоего, Израилю[2]! Не знаем заподлинно, какое посещение Божие имел при сем в виду пророк иудейский; но в чем бы ни состояло оно и как бы ни было велико и благотворно, никак не может сравниться с тем беспримерным посещением, коим посетил всех нас Господь, сошед на землю и приняв на Себя плоть нашу. Посему Святая Церковь, видя приближение великого празднества в память сего необыкновенного посещения и не видя в нас, чадах своих, духовной чистоты и благолепия, необходимых для сретения Великого Посетителя душ и сердец, подобно пророку, начала возглашать к нам: Христос с небес, срящите[3] Возглашение, достойное всего нашего внимания; ибо, если пришествие царя земного всегда предваряется распоряжениями к сретению его, то кольми паче пришествие Царя Небесного. Цари земные, как бы ни были могущественны и мудры, не могут видеть всего, могут не видеть многого, худого и отвратительного, – Царь Небесный узрит все; пред Ним вся нага и объявлена[4]; Он испытует самые глубины сердец. Посему, готовясь к сретению Его, надобно не сокрыть только худое, не повапить[5] только безобразное – а истребить и уничтожить. Для слабости нашей это дело немалое, еще большее – для нашего пристрастия к миру, к самым нечистотам нашим. Посему и времени на приготовление дается не мало – целых четыредесять дней! В столько времени Моисей успел принять на Синае из уст Божиих весь Закон[6]; мы ли не успеем принять нужных для каждого из нас заповедей? В столько времени Илия мог измерить неоднократно стопами своими всю землю Израилеву от Дана до Вирсавии[7]] мы ли не возможем прейти черту, отделяющую нас от жизни благой и христианской? В столько времени Спаситель победил все искушения сатаны в пустыне[8]; для нас ли, при помощи благодати Его, невозможно будет победить несколько прихотей или привычек? Нет, братия, Церковь надеется о нас лучшаго[9]. Как ни велики в другое время рассеянность наша и миролюбие, но теперь, с приближением великого праздника, она уповает, что мы, подобно рассеянным воинам, соберемся под ее знамена, станем на страже спасения, устремим мысли и желания к Вифлеему и начнем приготовлять душу и сердце к достойному сретению грядущего с небес Господа. Чтобы облегчить для нас сие святое дело, Церковь матернею рукою сама сложила с нас половину тяжести, заповедав пост. Она знает, что чрево есть главный враг наш, – и потому заранее посадила на цепь сего льстивого, но ужасного зверя. Если, начав духовное шествие к Вифлеему так благовременно, не успеем явиться с пастырями у яслей; если и при руководстве поста совратимся с пути истинного к Ироду и его клевретам[10], то это будет уже не ее, а наша вина, это знак, что мы сами в заговоре со врагом нашего Спасителя, что мы – живи уловлены от него в свою его волю[11]!
Итак, уготовисъ срести Бога твоего, Израилю! Воспрянь, душа верующая, и осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить. Есть ли в тебе какая- либо скверна плотская – очисти ее ради чистоты Святаго святых; есть ли какой-либо раздор, брань или ненависть – погаси ее из любви к грядущему Начальнику мира; есть ли надмение или гордость и презорство[12] – подави и это в честь смиренного Отрочати Вифлеемского. Уготовися и осмотрись каждый! Ибо Господь грядет ко всем. Обозри все – душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит все: нет ли в уме мыслей неправых о вере, ее заповедях и обетованиях; нет ли в воле наклонностей худых, приверженности к миру и его благам суетным; нет ли в воображении образов нечистых и срамных, в памяти – деянии студных[13] и примеров губительных, в сердце – похотей вреждающих. Не верь в сем отношении собственному суду и разумению; возьми светильник Слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист; ибо ты весь омыт некогда благодатию Духа. Надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним; ибо ты куплен дорогою ценою – кровию Сына Божия. Впрочем, Родившийся вместо твоих даров обогатит тебя Своими, только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным.
Точно, подумает кто-либо, надлежало бы много готовиться к наступающему празднеству, если бы в продолжение его действительно Сам Спаситель наш благоволил сойти к нам на землю и посетить нас. Но Он, раз сошедши на землю, теперь всегда на небе. Наступающее празднество состоит из одного воспоминания бывшего некогда рождения по плоти Господа – много ли нужно для воспоминания?
Много ли, мало ли, не будем спорить о том, возлюбленный! Но, конечно, не столько, чтобы вовсе не думать о наступающем празднике, то есть о том, для чего родился Спаситель наш и что нам должно делать вследствие Его Божественного рождения; конечно, не столько, чтобы ограничить всю деятельность свою пред праздником покупкою роскошных снедей, приготовлением новых одежд и украшений; не столь мало, чтобы ради праздника заняться изобретением одних увеселений и забав, часто вовсе богопротивных и всегда суетных и опасных для души. Такое приготовление может послужить не к воспоминанию Рождества Спасителя, а разве к увековечению памяти плотоугодия Иродова.
Ты хочешь ограничиться в наступающий праздник одним воспоминанием Рождества Христова? Приготовься же хотя к воспоминанию: прочти со вниманием или прослушай повествования евангелистов о рождении Спасителя твоего и размысли о всех обстоятельствах сего преславного события. Приготовься! Ибо как много между нами таких, кои не в состоянии отпраздновать Рождение своего Спасителя даже одним – основательным – воспоминанием! Кои, если бы иудей или магометанин спросил у них, как родился Спаситель твой, в честь Коего празднуешь, – не в состоянии дать ответа! Самое распространение света наук между всеми сословиями не спасает многих от сего грубого и постыдного неведения. Увы, мы нередко знаем до подробности, где и как родился и воспитывался Аристотель[14], Вергилий[15], Конфуций[16], а не знаем, что было с нашим Спасителем!..
Между тем и одно воспоминание Рождения Спасителя, если только оно будет происходить надлежащим образом, поведет необходимо ко многому, истинно спасительному. Ибо, рассудите сами, можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя – и не устыдиться своей роскоши, своих убранств, на кои истощаются труды и пот подручных нам? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отрочати – и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия, для коих у нас часто нет никаких пределов? Можно ли воспомянуть бегство во Египет от жестокого Ирода – и не почувствовать нового мужества к перенесению несправедливостей мира? Сыны Израиля, сидя на реках Вавилонских, находили некогда все побуждения жить свято между язычниками, когда воспоминали о своем
Сионе[17]; христианин ли не найдет побуждений к чистой и святой жизни, воспоминая о своем Спасителе?
Итак, думающий ограничиться в наступающий праздник одним воспоминанием Рождества Христова, – ограничься, если можешь, пределами памяти (Отрочати Вифлеемскому не впервые будет почивать на малом пространстве), но, уступив Ему сию малость, дай всю свободу над нею: пусть память твоя вся займется Им и Его смирением; и ты увидишь, как она сама не вместит Его, передаст уму, потом сердцу – и как вся душа твоя обратится в храмину Вифлеемскую.
Но, братия, я оставил бы в заблуждении и вас и себя, если бы допустил, что празднества в честь нашего Господа состоят из одного воспоминания событий, с Ним последовавших. Как ни нужно и как ни плодоносно может быть такое воспоминание, но оно только начало дела, одно приготовление к празднованию. Истинное же празднование всякого празднества Христова должно состоять из действительного повторения над нами того, что было с нашим Спасителем. Не время теперь объяснять подробно сию великую истину и показывать, каким именно образом Спаситель наш может и должен в нас духовно зачинаться, рождаться, крещаться, преображаться, умирать за нас и воскресать в нас и для нас. Если угодно будет Господу, мы побеседуем о каждом из сих предметов в свое время. Теперь же, сообразно нашей цели, довольно указать в Священном Писании на те места, из коих неоспоримо видно, что Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших. Это, во-первых, обещает Он Сам, когда говорит: Любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и к нему приидем и обитель у него сотворим[18]. Ту же истину многократно и многообразно засвидетельствовали Его святые апостолы. Так, Павел, желая Ефесским ученикам своим соделаться истинными христианами, молит для сего Бога о том, чтобы Иисус Христос вселился верою в сердцах их[19]. Подобным образом болезновал он и о Галатских христианах, дондеже вообразится в них Христос[20]. И о себе самом, как примере и образце, коему должно подражать, говорил, что живет не к тому он, а живет в нем Христос[21]. После сего сомневаться в действительном вселении Спасителя в сердцах наших значило бы сомневаться в самом Евангелии и вере.
Если же так, то судите сами, братия, какое приготовление нужно для нас к наступающему празднику? И можно ли почесть его слишком рановременным или великим? – Ах, Царь Небесный грядет к нам с Престола славы, из недр Отца, а мы будем рассчитывать, чтобы не сделать лишнего шага во сретение Ему! Он хочет прийти и вселиться в нас, управлять нами и усвоить Себе навеки; а мы будем ограничиваться воспоминанием Его или одними поклонениями Ему, как поступаем при встрече с каким-либо великим знакомцем? Нет, братия, не затем Господь и Спаситель наш сошел на землю; такой союз с Ним не возведет нас на небо. Для сего надобно соединиться с Ним всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятою жизнию. Он принял плоть нашу, а мы должны принять и пресвятую плоть и Всесвятый Дух Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом и возвращаются теперь от лица Адама второго.
Итак, уготовися срести Бога твоего, духовный Израилю![22] Благоукрасися, умный Вифлееме! Отверзися, сердечный Эдеме![23] Господь близ[24], звезда над главою, Дева и волхвы на пути! Не замедли и ты, душа верующая! Может быть, это последнее в отношении к тебе явление твоего Спасителя на земле и ты уже не узришь Его более во яслех. Аминь.
Печатается по изданию:
Иннокентий Херсонский, святитель. С нами Бог:
Беседы на Рождество Христово. – М., 2011.
[1] Сретение (церк.-слав.) — встреча.
[3] См.: Ирмос 1-й песни «Христос раждается, славите...», канон Рождества Христова, на утрене (поется с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания Рождества Христова).
[5] Повапить (церк.-слав.) — покрасить.
[7] См.: 3 Цар. 4, 25; 19, 3, 8.
[10] Клеврет — сообщник, окружение.
[12] Презорство (церк.-слав.) — пренебрежение, презрение, непослушание.
[13] Студный {церк.-слав.) — постыдный, позорный, бесчестный.
[14] Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) — один из великих философов Древней Греции.
[15] Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до Р.Х.) — древнеримский поэт эпохи императора Августа.
[16] Конфуций (551-479 гг. до Р.Х.) — китайский философ, историк и государственный деятель, основатель китайской государственной религии — конфуцианства.
[18] Ср.: Ин. 14, 21, 23.
[23] См.: Стихира, глас 3-й, на великой вечерне в Неделю святых отец (в воскресенье перед Рождеством Христовым); см. также: Тропарь «Готовися, Вифлееме...», глас 4-й, на великой вечерне предпразднства Рождества Христова // Минея служебная.
[24] Флп. 4, 5.
25.11.2019
|